Site icon LadysBag.ru

Как построить гармоничные отношения в коллективе?

Эффективность коллектива

Коллектив – это группа людей, которых объединяет не только общее место работы или поле деятельности, но и общие цели, устремления, задачи и потребности. Эффективность коллектива во многом зависит от сплоченности индивидов, гармоничности отношений. Эффективность обеспечивается прежде всего четкой структурой и осознанием индивидом своей роли в рамках коллектива.

Понятно, что каждый из нас представляет отдельную личность, которой движут различные стремления и потребности, но умение работать сплоченно во имя общей цели повышает эффективность отдельно взятой личности как минимум раза в два.

О возе с поклажей

С другой стороны, очень важно, чтобы видение себя в коллективе совпадало с его потребностями. Несмотря на то что многое объединяет людей, действующих во имя единой цели, остается немало аспектов, которые могут стать камнем преткновения и нарушить гармонию, столь необходимую для претворения идей в жизнь.

Вспомните о лебеде, раке и щуке, которые везли воз с поклажей. Несмотря на то что все трое искренне вдохновились идеей доставить поклажу из точки А в точку Б, но согласия между собою так и не достигли.

В реальной жизни полно примеров, когда члены коллектива начинают действовать вразнобой, между ними отсутствует взаимопонимание и взаимовыручка, а стремление «гнуть свою линию» приводит к тому, что мотивированные и ориентированные на успех люди остаются в конечном итоге у разбитого корыта.

Роль гармоничных отношений в коллективе высока, ведь именно гармония обеспечивает слаженную работу коллектива, определяет коллективный дух и позволяет перейти от узко ориентированного «Я» к широко ориентированному «Мы».

От корпоратива до методики Кирси

Построению гармоничных отношений в коллективе способствует множество методов. Самый простой прием – корпоративные собрания, праздники, которые сплачивают коллектив, позволяют людям лучше узнать друг друга, найти общие точки соприкосновения.

Семинары, тренинги, курсы, на которых людей обучают навыкам эффективной коммуникации и общения, управления конфликтами, развивают эмпатию, укрепляют чувство принадлежности к группе.

В ходе построения коллективных отношений должно и нужно учитывать личностные качества людей, ведь влияние личностного начала на ход любой деятельности сильно, потому уделять внимание нужно прежде всего людям, а потом уже результатам деятельности.

Любопытный прием построения отношений в коллективе – определение психологической совместимости индивидов. Оценка психологической совместимости может проводиться согласно разным методикам. По утверждению авторов методик, каждый человек относится к тому или иному психологическому типу, значит, ему присущи те или иные поведенческие реакции, личностные особенности, приязни и неприязни.

Одна из наиболее популярных методик данного направления – опросник Дэвида Кирси, который различает 16 психотипов, основываясь на следующих личностных особенностях:

Разумеется, подобное деление может показаться несколько примитивным, ведь человек – это нечто большее, чем психотип, однако оно может помочь в определении психологического климата, подсказать пути выхода из конфликтов, дать представление о коллективе, как о целостной структуре.

Формированию гармоничных отношений в коллективе может так же помочь распределение и четкое осознавание командных ролей. В коллективе каждый из нас занимает определенное место и играет отведенную ему роль. Дискомфорт и сбой в работе возникает тогда, когда личностные качества и особенности не соответствуют навязываемой коллективом или добровольно взятой на себя роли.

Потому так важно учитывать не только потребности коллектива, но и потребности индивида и его способности.

Exit mobile version